. Тайский массаж - Тайский Йога-массаж - Каталог статей - Школа Тайского массажа Юрия Ульянова
Школа Тайского Йога-массажа - курсы обучения
Главная » Статьи » Тайский Йога-массаж

Тайский массаж
12.02.2012, 02:16

Тайский массаж

Составитель: Роберт Илинскас

 

«В Сиаме, когда кто-нибудь заболевает, то начинает лечение с того, что все его тело мнет и давит специально сведущий в том человек, который садится верхом на больного и сдавливает его между ногами».
Симон да Ла Любер, французский посол при таиландском королевском дворе, 1690 г.


Часть 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАЙСКОГО МАССАЖА

Тайский массаж» — услышав эти слова, большинство людей автоматически вспоминают печально известную ночную жизнь Бангкока с его массажными кабинетами, предлагающими услуги, не имеющие ничего общего с настоящим массажем. Тайский массаж, к сожалению, страдает от такой репутации, поскольку только очень немногие из прибывающих в Таиланд иностранных туристов знают, что «традиционный массаж» — это нечто совсем другое, нежели искусно завуалированная проституция, которой занимаются в массажных кабинетах. У традиционного тайского массажа, или «древнего массажа» («Нуад Фан Боран», как его называют по-тайски), за плечами — длительная история лечебного воздействия. Если проследить эволюцию техники практикуемого в Таиланде лечебного массажа, то обнаружится удивительный факт: древнейшие корни его обнаруживаются не в Таиланде, а в Индии! Основателем его, согласно легенде, считается врач из Северной Индии, известный под именем Дживака Кумар Бхаши, современник Будды, служивший личным лекарем одного из индийских царей около 2500 лет назад.

Дживака Кумар Бхаши (в Таиланде вы можете столкнуться с самыми разными вариантами написания его имениШиваго Комар, Шевака Комарапатр и т. д.; я остановился на варианте, наиболее близком к древнеиндийскому оригиналу на языке пали) был близким другом Будды, а также врачом Сангха, буддийского монашеского ордена. Его имя упоминается во многих древних буддийских книгах, имеющих хождение ныне главным образом в Шри Ланке, Бирме, Камбодже и Таиланде.

Дживака Кумар Бхаши считается не только автором техники массажа, которой до сих пор пользуются в Таиланде, но и знатоком целительной силы трав и минералов. Некоторые элементы индийской ведической медицины до сих пор встречаются в Таиланде и наряду с лечением травами, паровыми банями и массажем входят в состав услуг, предлагаемых в госпитале массажа, принадлежащем Фонду Дживака Кумара в Чианг Май на севере Таиланда. И сегодня многие тайцы почитают и уважают Кумара Бхаши как «отца врачевания». В память о нем проводятся особые религиозные церемонии, которые на языке пали называются «пуджа», а по-тайски — «будча». Во время церемоний читают специальную молитву на языке пали «Во имя Дживака» — в честь Дживака, символа космического единства. «Я преклоняюсь перед тобой, сострадающий Дживака...» Эти церемонии и сегодня входят в ежедневный ритуал в госпитале массажа в Чианг Май, где они проводятся два раза в день.

Многое в истоках тайского массажа и традиционной тайской медицины до сих пор остается неизвестным. Считается, что учение Кумара Бхаши достигло территории современного Таиланда приблизительно в то же время, что и буддизм, то есть во втором или третьем веке до нашей эры. Неизвестно, существовали ли до этого времени в регионе местные формы массажа. Точно так же нельзя сказать, в какой степени китайская традиционная медицина, в частности акупунктура и точечный массаж, повлияли на теорию и практику массажа в Таиланде. В наши дни уже невозможно получить точные ответы на эти вопросы, поскольку в течение столетий передача медицинских знаний от учителей к ученикам, в соответствии с принятой в Индии традицией, происходила главным образом в устной форме. Массаж упоминается в медицинском трактате XVII века, написанном на пальмовых листьях, языке пали с использованием кхмерского письма.

Эти тексты очень интересны, в них есть много общего с буддийскими манускриптами. К сожалению, во время вторжения бирманцев в 1767 г. древняя столица была разрушена, и большая часть старинных рукописей безвозвратно погибла. Сохранились только отдельные фрагменты, которые в 1832 г. были использованы королём Рамой III при постройке храма Фра Четупон (обиходное название — Вот Фу) в Бангкоке. Фрагменты текстов были собраны, изучены и затем в виде изречений высечены на каменных стенах храма. В рисунках и пояснительных надписях имеются некоторые неточности. В публикации Ассоциации школы традиционной таиландской медицины, вышедшей в 1977 г. на тайском языке, представлены «Медицинские тексты, которые его величество король Рама III велел запечатлеть в храме Фра Четупон (Вот Фу) в 1832 г.». Между рисунками пояснительными надписями есть некоторые противоречия; на рисунках не показаны ребра и позвонки, допущены и другие неточности. Несмотря на это, эти древние тексты по-прежнему являются богатейшим и единственным источником для исследователей теоретических корней тайского массажа. Всего в них считывается 60 рисунков, на 30-ти изображен вид спереди, на 30-ти — сзади. На рисунках обозначены различные энергетические линии, которые по-тайски называются «сен», и расположенные на них лечебные точки; эти линии являются краеугольным камнем теоретических основ тайского массажа (более подробно будут рассмотрены ниже). Если взглянуть на эти древние изображения с точки зрения современной западной анатомической концепции, они покажутся, по меньшей мере, странными; причина этого в том, что анатомия не играла особой роли в древнем тайском массаже. До недавнего времени в Таиланде вообще не была известна хирургия и, судя по некоторым данным, препарирование трупов запрещалось очень долго. Теоретических знаний об анатомии практически не существовало, и рисунки, изображающие массаж, не претендовали на физиологическую точность. Это не более чем схема, способ показать энергетические линии и акупунктурные точки, а также их влияние на организм и его функционирование.

1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАЙСКОГО МАССАЖА

Теоретическая основа тайского массажа зиждется на концепции о невидимых энергетических линиях, пронизывающих все тело. 10 из этих линий играют особую роль в тайском массаже: это «Десять Сен» или «Сиб Сен». Ясно прослеживается индийское происхождение этой концепции — она берет начало в философии йоги. Согласно учению йоги, жизненная энергия (прана) поглощается вместе с воздухом, которым мы дышим, и с пищей, которую мы едим. Через сеть энергетических линий (Прана Нади) происходит распространение этой энергии по всему организму. Энергетические линии невидимы, их нельзя обнаружить при анатомическом исследовании. Они формируют нечто вроде слоя «второй кожи», второе тело в дополнение к физическому телу. Это второе тело (энергетическое тело, или пранамайя коша), состоит из множества энергетических линий (считается, что их около 72 000). Кроме них, имеются и еще линииВ тайском массаже выделяют 10 главных линий, на которых расположены наиболее важные акупрессурные точки. Массируя их, можно вылечить определенные болезни или облегчить боль.

«Десять Сен» имеют большое значение для воздействия на внутренние органы. Западные ученые до сих пор не перестают удивляться тому, что эти линии и точки существуют в действительности и воздействие на них эффективно. На практике их существование доказывается излечением различных заболеваний или, по крайней мере, облегчением страданий. Акупрессурные точки можно рассматривать как «окна», ведущие в организм. Через эти «окна» осуществляется обмен энергией с космосом и достигается энергетическое равновесие между человеческим организмом и вселенной. Когда по какой-то причине нарушается поток жизненной энергии, недостаточное питание организма праной приводит к возникновению болезни. Воздействие на энергетические линии с помощью массажа может снять блокаду, стимулировать свободный ток праны и восстановить хорошее самочувствие.

В том или ином виде эта же теория фигурирует в китайской системе акупунктуры и точечного массажа, в японской системе ши-тцу, развившейся из китайской модели. Энергетические линии в этих системах называют меридианами. Происхождение этих систем покрыто тайной. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что и они также восходят к индийской философии йоги, которую принес в Китай Бодихарма — индийский ученый, основатель дзен-буддизма в Китае. Однако эта точка зрения не находит поддержки у самих китайцев. Тем не менее, каковы бы ни были корни китайского учения, нет никаких сомнений, что теория «Десяти Сен» в тайском массаже базируется на индийских истоках, а не на китайской традиции. Это проявляется даже в терминологии, которой пользуются тайцы — очень многие слова, безусловно, заимствованы из санскрита — древнего языка Индии. Например, названия первых трех из Сен — Сен Сумана, Сен Иттха и Сен Пингхала — не только лингвистически схожи с индийскими Сушамна Нади, Ида Нади и Пингала Нади, но почти в точности повторяют соответствующие Праны Нади йоги.

1.3. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ТАЙСКОГО МАССАЖА

Оглядываясь на историю и традиции тайского массажа, ясно видим, что он никогда не рассматривался просто как работа. Массаж всегда считался духовным узлом, тесно связанным с буддийским учением. Вплоть до недавнего времени существовали Вот-храмы, где преподавали и практиковали массаж. И сегодня одной из наиболее сильных школ массажа является Вот Фу в Бангкоке. Появление легальных массажных учреждений вне стен храмов является сравнительно недавним достижением. Выполнение массажа понималось как физическое осуществление Метты — понятия, которым в буддизме (по-тайски и на пали) обозначается доброта и любовь к людям. И сегодня посвященные массажисты поддерживают этот дух.

По-настоящему хороший массажист работает, а точнее занимается своим искусством, в состоянии медитации, то есть размышления и созерцания. Он начинает с Пуджи — молитвы-медитации, помогающей ему полностью сконцентрироваться на работе, на излечении, которое он сейчас должен выполнить. И он работает вдумчиво, осознанно, сосредоточенно, полностью сконцентрировавшись, отдавая себе отчет во всех своих действиях. Это особое душевное состояние, которого нужно уметь достигнуть. Даже в Таиланде есть только несколько мастеров, постигших это искусство. Большинство из них являются глубоко религиозными людьми, занимающимися также буддийской медитацией. Начинающим важно не забывать об этом идеале и в период учебы поддерживать такой же душевный настрой. Между массажем, выполняемым в этом особом состоянии духа, и массажем, производимым просто как работа, — целая пропасть. Только мастер, работающий в состоянии медитации, может развить в себе способность интуитивно улавливать токи энергии в организме и ощущать линии праны. Только мастер, познавший духовную сущность своего искусства, может работать с разными людьми, сообразуясь с их различными индивидуальными потребностями. Без этого высшего сознания, без этой духовности массаж становится механическим и теряет очень многие свои возможности.

1.4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ТАЙСКИЙ МАССАЖ

Тайский массаж в корне отличается от шведского, или классического массажа, наиболее распространенного на Западе. Доктор посылает вас к массажисту, который в течение 15 или 30 минут разминает ваши мышцы, чтобы добиться физического и эмоционального расслабления. Несомненно, такой расслабляющий массаж играет большую роль в мире, где доминируют ненависть и стрессы, но в тайском массаже аспект расслабления мышц играет лишь второстепенную роль. В отличие от классического, тайский массаж работает в первую очередь не с физическим, а с энергетическим телом человека. Разминание мышц — основная часть классического массажа — отсутствует в тайском массаже, где осуществляется воздействие на энергетические точки или общее воздействие. В тайский массаж входит также много растяжений и упражнений, которые можно назвать прикладной Хатха-йогой. Вообще-то вместо термина «тайский массаж» можно говорить: «йога-массаж», в сущности, это лучше отражает существо дела.

Применяемые на Западе физиотерапия и хиропрактика (мануальная терапия) ближе к тайскому массажу, чем классический массаж, но и они игнорируют воздействие на энергетические точки и потоки энергии в организме; их теоретическое обоснование базируется на анатомическом строении тела. Если уж продолжать искать параллели, то наиболее близкой к тайскому массажу техникой, из используемых на Западе, является рефлексотерапия, которая также заключается в воздействии на энергетические точки.

Техники, изложенной ниже, достаточно, чтобы научить начинающего массажиста делать полный расслабляющий массаж всего тела, весьма схожий со стандартной программой массажа в Таиланде. Эта техника, которую можно назвать «общим массажем», применима в той или иной степени к любому человеку. Большинство массажистов в Таиланде сведущи именно в таком «общем» массаже.

Кроме того, для специальной обработки против различных заболеваний практикуется лечебный массаж. Но и в самом Таиланде доступ к дополнительным знаниям, необходимым для лечебного массажа, ограничен даже для опытных специалистов. Знания о нем передаются в основном непосредственно от учителя к ученику при возникновении между ними особого человеческого контакта, и необходимы годы, чтобы в совершенстве овладеть этим искусством.

Не забывайте об ответственности за свои действия! Массаж — это не игрушка, с которой можно баловаться. Это очень серьезное воздействие на организм и энергию человека. Последнее не означает, что массаж нужно делать со строгим и печальным лицом и без удовольствия. Наоборот, он должен приносить наслаждение обоим — и массажисту, и пациенту. Однако беспечное и невнимательное применение приемов и упражнений может привести к напряжению, излишнему растяжению и даже к травмам.

Для начинающих особенно важно постепенно развить в себе чуткость к восприятию чужого организма. Каждый организм по-своему уникален, поэтому каждый сеанс массажа также должен быть особенным. Массажист должен уметь «настроиться» на организм пациента. Одни и те же упражнения, например на растяжение, могут оказаться чересчур легкими для одного и принести вред другому, менее гибкому, один вскрикивает при легком нажатии пальца, а другой даже не чувствует его. Одним словом, воздействие должно быть приятным, но и не слишком слабым. Тайский массаж по самой своей природе является силовым и «жестким», однако ни в коем случае не должен превращаться в пытку.

1.5. ТЕХНИКА И СТИЛИ

Общий массаж всего тела, структура которого описана здесь, рассчитан (если не делать повторов) на 2— 2,5 часа. Начинающему массажисту, пока он не приобретет опыт и уверенность в себе, на выполнение этой же программы понадобится несколько больше времени. Возможно, те, кто привык к 15-минутным сеансам классического западного массажа, будут удивлены, но ваше удивление скоро уступит место пониманию. Выполняя тайский массаж, вы вообще можете легко потерять представление о времени.

Во многих массажных учреждениях предлагают общий массаж всего тела продолжительностью в 1 час. При таком массаже либо не воздействуют на все тело (и поэтому он не может называться общим), либо, что хуже, воздействуют на все тело, но массаж выполняется чересчур быстро. Не начинайте своего обучения с такого обмана. Чем медленнее и интенсивнее будете работать (только не надо впадать в противоположную крайность) тем эффективнее и приятнее будет массаж. Идеальная продолжительность— 2-2,5 часа. Этого достаточно для обработки всего тела, и при такой продолжительности массажист сохраняет сконцентрированность на массаже. При продолжительности более 2,5 часов ему очень трудно оставаться сосредоточенным (это не относится к некоторым настоящим мастерам, которые могут поддержать концентрацию еще дольше). Начинающим предпочтительней при отсутствии времени на полный сеанс, ограничиться одним или несколькими отделами тела. Это гораздо эффективнее, чем кое-как, наспех, пройтись по всему телу.

В тайском массаже нет строго фиксированных правил, которые бы ограничивали последовательность и выбор упражнений. Существуют сотни упражнений, и фактически каждый массажист имеет свой собственный стиль и использует различные вариации. Лучшие массажисты выбирают последовательность и набор упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями пациента. Тем не менее, есть две причины, по которым новичкам лучше придерживаться предлагаемой структуры. Во-первых, упражнения подобраны и выстроены в такой последовательности, чтобы массажисту не нужно было слишком часто менять положение и много двигаться. Во-вторых, эта структура систематизирована. Легкие упражнения предшествуют более сложным и упражнениям на растяжение; такимобразом, тело пациента медленно и постепенно расслабляется.

В тайском массаже, выполняемом в самом Таиланде, можно выделить два основных направления. Они известны как северный стиль и южный стиль. Развивались они в течение столетий. Южному стилю обучают в Вот Фу в Бангкоке, а северному — в госпитале массажа Фонда Дживака Кумара в Чианг Май. Изложенное ниже тяготеет к северному стилю. Эти техника и упражнения и предлагаемая последовательность — только один вариант из множества возможных. Тем не менее, все стили, все школы и всех серьезных мастеров объединяет одна и та же философская основа.

1.6. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА

Перед тем как приступить к массажу, необходимо проверить состояние здоровья пациента. Надо выяснить.

·               Есть ли у него органы и части тела, особо чувствительные или легко повреждаемые?

·               Имеются ли какие-либо острые заболевания?

·               Перенес ли пациент когда-либо какую-нибудь операцию?

·               Имеются ли какие-либо заболевания сердца? повышенное или пониженное кровяное давление? варикозное расширение вен? желудочно-кишечные заболевания?

·               Не беременна ли пациентка?

Общие правила тайского массажа:

                                                  никогда не массируйте кости или позвоночник, не касайтесь открытых ран, инфицированных участков, волдырей, папул, родинок и др.;

                                                  при наличии у пациента сердечно-сосудистых заболеваний, повышенного кровяного давления или варикозного расширения вен никогда не останавливайте ток крови блокированием артерий;

                                                  при наличии серьезных проблем с желудком или кишечником никогда не делайте массаж живота; вместо этого интенсивно обработайте заднюю часть тела;

                                                  колени очень чувствительны и уязвимы, при неумелом воздействии их легко повредить; поэтому необходимо избегать избыточного давления на колени;

                                                  нельзя применять сильного давления на уставшие мышцы или при работе с пациентом, у которого сильно развита мускулатура; нельзя применять акупрессурное воздействие на лимфатические железы;

                                                  пациенты с сердечно-сосудистыми проблемами перед тем, как принимать массаж, должны обязательно посоветоваться с лечащим врачом; в большинстве случаев воздействие на энергетические линии, легкие упражнения на растяжение и массаж лица возможны и полезны;

                                                  никогда не делайте массаж живота беременным женщинам; после третьего месяца беременности запрещаются упражнения в положении лежа на животе и любые упражнения, связанные с давлением на живот; разрешаются только легкие упражнения в положениях лежа на спине, на боку и сидя; у беременных женщин очень рекомендуется воздействие на энергетические линии ног, рук и спины в положении сидя или лежа на боку, так же, как и интенсивный массаж лица;

                                                  во всех случаях, если пациент страдает каким-либо острым или хроническим заболеванием, обязательно вначале посоветуйтесь с врачом и получите его разрешение на проведение массажа; поскольку врачи, воспитанные в традициях западной медицины, обычно склонны к консерватизму при столкновении с «экзотическими» методами, советую обращаться к врачам, восприимчивым к альтернативным методам лечения, — гомеопатии, лечению травами, ведической медицине.

Некоторые люди обладают повышенной чувствительностью к воздействию на энергетические линии. Вы можете столкнуться с самыми разнообразными реакциями — от бессонницы до сильной слабости, от невероятного душевного возбуждения до глубочайшей депрессии. Такое разнообразие реакций зависит от влияющих на организм энергетических потоков. Высвобождение негативного напряжения в результате массажа может проявиться отрицательными эмоциями, чувством Опустошенности, вялостью, развертывание же потоков положительной энергии сделает некоторых людей очень бодрыми и оживленными. И позитивное, и негативное состояния являются только временными, поэтому нет оснований для беспокойства. Наоборот, массаж восстанавливает энергетический баланс организма.

Массажист помогает высвободить энергию пациента. Ее потоки проходят через его энергетическое тело, то есть он получает эту энергию. Если у пациента избыток отрицательной энергии, это может отрицательно повлиять на массажиста, тогда он почувствует усталость, слабость, а в исключительных случаях — даже недомогание. Поэтому для массажиста очень важно сразу после сеанса восстановить энергетический баланс с помощью медитации или расслабления. Необходимо, по крайней мере, тщательно вымыть руки, а лучше принять душ, очистить свою энергетическую систему от энергии пациента.

Техника, изложенная ниже, помогает улучшить состояние здоровья, и общее самочувствие, но, чтобы овладеть специальными лечебными методами, необходимы занятия с хорошим учителем, поэтому отбросьте самонадеянность. И еще раз напомним: следуйте всем инструкциям и предупреждениям, которые даются вместе с упражнениями.

Серьезно больные люди нуждаются в помощи хорошего врача, их нельзя использовать качестве «подопытных кроликов» для начинающих массажистов.

Для массажа не существует возрастных ограничений. Массирование младенцев матерями было, вероятно, древнейшей формой массажа. Даже довольно пожилые люди смогут оценить ваше умение. Пожалуй, массаж — самый древний метод лечения в истории человечества. Люди касались, растирали и гладили друг друга и потому, что это было приятно, и потому, что помогало избавиться от недомогания и облегчить боль. Такой вид естественного примитивного массажа до сих пор встречается в сельских местностях многих стран, в том числе и в таиландских деревнях.

Массаж приятен и полезен как мужчинам, так и женщинам. И те, и другие могут и выполнять, и принимать массаж, однако в некоторых упражнениях необходимо учитывать разницу между полами.

Итак, массаж неоценим для укрепления здоровья и улучшения общего самочувствия. Однако он может оказаться только каплей в море, если образ жизни человека не будет определяться сознательной заботой о своем здоровье. В сочетании со здоровой и полезной пищей и здоровым образом жизни тайский массаж даст вам ощущения легкости, бодрости, физического комфорта на долгие годы.

Как часто нужно получать массаж? Здесь также не существует правил или ограничений. Для общего массажа тела вполне достаточно 1 сеанса в неделю. Хотите делать его через каждые 2 дня — прекрасно, а тем энтузиастам, кто захочет получать его еще чаще, он также не принесет вреда.



Категория: Тайский Йога-массаж | Добавил: yura_ispanec (12.02.2012) | Автор: Роберт Илинскас
Просмотров: 4740 | Теги: Роберт Илинскас, тайский массаж | Рейтинг: 0.0/0
Поделитесь, нажав на кнопочки любимых соцсетей
 


Мероприятия '19
 
Поиск

 


Видео уроки
Видео уроки тайского массажа